Страница обновлена 17.12.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида поселка Октябрьский Рыбинского района Ярославской области

Страница обновлена 17.12.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида поселка Октябрьский Рыбинского района Ярославской области

Социально-педагогический проект

«Толерантность – путь к миру»

Авторы проекта:

Мурина В.П., заведующая МДОУ детский сад п. Октябрьский

Охлопкова И.Н., старший воспитатель

Ястребова О.А., педагог-психолог, воспитатель

Проверка на антиплагиат

Рекомендация к участию 

Публикация  в соц.сети ВК https://vk.com/public196635869?w=wall-196635869_1174 

Название проекта:

«Толерантность – путь к миру»»

Название и адрес учреждения (полностью):

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида поселка Октябрьский

Ярославская область, Рыбинский район,  п.Октябрьский 11а

Тел. (ДОУ)

№: факс №:

Контактный телефон 84855256304

Телефон сотовый: 89201203606

ФИО авторов проекта/должность:

Охлопкова И.Н., старший воспитатель

Ястребова О.А., педагог-психолог, воспитатель

ФИО заведующего учреждения:

Мурина Валентина Павловна

Участники проекта:

Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

Длительность проекта

9 месяцев (сентябрь-май учебного года)

Актуальность

     Современный этап развития российского общества характеризуется  крупномасштабными социально-экономическими изменениями и кардинальными изменениями в сфере духовной жизни. Происходящая трансформация часто сопровождается ростом антагонизма, агрессивности и конфликтности. Характерной чертой социального взаимодействия в настоящее время становится  отказ от принципа уважения человеческого достоинства, как приоритета общественной коммуникации,  превалирование представлений о собственной исключительности, непонимание. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, ориентированных на  сотрудничество и диалог, таких стратегий мышления и деятельности, которые способствовали бы установлению и достижению согласия на различных уровнях взаимодействия, акцентирует внимание на ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, таких как:  взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни, милосердие. Все это объективно свидетельствует  о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства.

Толерантность (от лат. tolerantia– терпение)  «означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» (Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61  Генеральной конференции  ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.).

Значение воспитания толерантного сознания у детей огромно: оно способствует социальной адаптации личности – активному приспособлению человека к окружающей среде.

В ходе анализа научно-педагогической литературы и практического опыта, осмыслении проблемы формирования толерантного поведения детей в условиях детского сада, нами обнаружено противоречие между осознанием педагогической общественностью, необходимостью формирования толерантного поведения у детей дошкольного возраста и отсутствие на практике целенаправленной работы по решению этой проблемы.

Нами разработан проект «Толерантность – путь к миру», в котором представлены  мероприятия по формированию толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста,

 

 Проблема: как воспитать толерантную личность в условиях детского сада?

 Ведущая педагогическая идея:   воспитание толерантности в старшем дошкольном возрасте позволит сформировать доброжелательную, активную личность, способную хорошо адаптироваться в микрокультурном социуме.

Социальная направленность проекта: раннее воспитание толерантной личности – залог социального благополучия российского общества.

  Данный проект необходим:

 - воспитанникам:   для  успешной адаптации в современном микрокультурном социуме.

- педагогам: для повышения профессиональной компетентности в вопросах нравственного воспитания дошкольников, формирования единого воспитательно-образовательного пространства  ДОУ и семьи, формирования благоприятного психологического микроклимата в группе ДОУ.

- родителям:  данный проект даст возможность участвовать в планировании и реализации работы по нравственному воспитанию детей в качестве равноправных участников образовательного процесса, будет способствовать установлению благоприятного психологического микроклимата в семье.    

Цель проекта: воспитывать у дошкольников потребность  и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, религиозной, социальной принадлежности, а также особенностей мировоззрения, интересов и поведения.

              Задачи:

- в работе с детьми:   сформировать у детей представления  о толерантности, негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме. Воспитывать доброжелательность, активность, взаимопомощь и взаимовыручку.

- в работе с воспитателями: повысить профессиональную компетентность в вопросах нравственного воспитания дошкольников,  освоения проектной технологии и включение в свою работу. Создать в детском саду необходимые условия для сотрудничества с семьями воспитанников.

- в работе с родителями: повысить компетентность родителей в области нравственного воспитания детей и формирования у детей толерантного поведения. Создать благоприятный психологический микроклимат в семье.

Критерии эффективности: мы будем считать наш проект успешно реализованным, если  педагоги усовершенствуют  свое профессиональное мастерство в вопросах нравственного воспитания дошкольников. Включатся в новую деятельность и введут ее в практику работы детского сада.

У детей будет сформировано толерантное отношение к убеждениям и взглядам других людей, к различным социальным группам; способности к сотрудничеству внутри коллектива, отрицательное отношение к проявлению агрессии  и насилия в любой форме, стремление прийти на помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В группе ДОУ создан благоприятный психологический микроклимат.

У  родителей повысится компетентность в вопросах нравственного воспитания ребенка, гармонизация детско-родительских отношений. Будет налажено тесное сотрудничество с педагогами ДОУ.

Оценка результатов работы по проекту:

Оценка достижения поставленных  задач осуществляется по следующим направлениям:

  • проведение диагностического обследования (исследование толерантности);
  • тестирование  педагогов «Теоретические основы воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»;
  • анкетирование родителей «Что такое толерантность», «Насколько вы являетесь толерантной личностью».

Методическая литература для проведения исследований достигнутых результатов:

  1. Микляева Н.В.   «Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ» – М., АЙРИС-ПРЕСС. 2007
  2. «От рождения до школы» Под редакцией Н. Вераксы. М., Мозаика-Синтез 2013.

Координацию этапов проекта осуществляют  ззаведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели групп старшего дошкольного возраста.

Проект не требует дополнительных бюджетных средств. 

Проект может быть реализован в любом дошкольном учреждении РФ

ПЛАН мероприятий по реализации проекта. 

                 Ресурсное обеспечение проекта.

Шаблоны для театра конусных бумажных кукол. 
Создаем с детьми театр своими руками и знакомим их с национальной одеждой народов мира.

Технология "Кроссенс" 

Практический материал к проекту «Толерантность – путь к миру». Сценарии педагогических мероприятий, игры, беседы

Практический материал к проекту «Толерантность – путь к миру». Для работы педагогам

Практический материал к проекту «Толерантность – путь к миру». Для работы с родителями

Практический материал к проекту «Толерантность – путь к миру».  Для рассказа детям о символах стран . Флаги стран

Кадровое обеспечение: старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

 

Научно-методическое сопровождение проекта:

  1. Абдулкаримов Г. Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности. М. «МГУ» 2002.- 249.
  2. Абульханова – Славская К. А. Стратегия жизни. М. «Педагогика» 2000. – 304 с.
  3. Акавова С. С. Преодоление конфликтных ситуаций как одна из форм проявления толерантности в учебно-воспитательном процессе. М. «МГУ» – с. 250.
  4. Асмолов А.Г. Слово о толерантности. М. «МГУ» 2001. – 129 с.
  5. Богданова В. Формирование межэтнической толерантности. /М. «Университет» 2007. – 255 с.
  6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. «Психология» 2002. – 277 с.
  7. Гурьянов А. Воспитание толерантной личности. М. «Логос» 2008.- 225 с.
  8.  Декларация прав ребенка. Основные международные документы. М.,1992 г.
  9. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. М. «Академия». 2006. – 189 с.
  10. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности. М. «Аванта» 2007. – 224 с.
  11. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе(2001-2005 годы)». – М., 2001. – с. 1 – 8.
  12. Шустова Л.П. Воспитание толерантности. М. «Логос». 2006. – 277 с.

 

Программно-методическое обеспечение:

1.Ватаман В. П. Воспитание детей на тардициях народной культуры. \Волгоград. 2008. – 304 с.

2.Красько В. М. «Социально-нравственное развитие личности дошкольника в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения» Братск 2007. – 37 с.

3.Микляева н. В. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. М. Айрис Пресс. 2009. – 356 с.

4.Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей.М. Рипол Классик. 2006. – 208 с.